На поддержку граждан, переехавших или изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, включая предоставление грантов выпускникам образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования, переезжающим для работы в сельскую местность; производится государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и кооперации.
Необходимо отметить федеральный закон № 264 от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства»[5], который определяет в целом аграрную политику современного российского государства и является головным интегрированным законодательным документом. На базе этого закона формируется вся система аграрного законодательства, в основе которой преобладают нормы о предпринимательстве.
Наряду с федеральным законом № 264 предпринимательство малых и средних форм хозяйствования в аграрной сфере регулируется федеральными законами «О сельскохозяйственной кооперации» № 193 ФЗ от 08.12.95[6] (с послед. изм. и доп.);
№ 74-ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»[7];
№ 112 ФЗ от 7 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве»[8].
Исходя из этого и должна формироваться система малого и среднего аграрного предпринимательства.
Под системой мы понимаем организацию экономической деятельности малых и средних форм хозяйствования в аграрной сфере в кооперации с крупными комплексами холдингового типа и корпорациями на основе договоров, в том числе договоров контрактации, а также по самостоятельному, независимому ведению агробизнеса.
При планировании развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, на наш взгляд, необходимо брать за основу два основных показателя. Во-первых увеличение производства сельскохозяйственной продукции – сырья и продовольствия в каждом субъекте Российской Федерации и, в конечном счете, обеспечение продовольственной безопасности современного российского государства. И во-вторых, обеспечение доходности и повышение благосостояния сельских жителей выражающиеся в достижении уровня средней заработной платы существующего в промышленности.
Мировой опыт развития сельского хозяйства показывает, что наивысшие результаты по производительности труда возможно достичь лишь в крупных фирмах, где используются самые новейшие достижения в селекции сельскохозяйственных растений и животных. В таких организациях всегда самое современное оборудование и техника, а также инновационные технологии.
В принципе и российское аграрное производство сегодня ориентировано на формирование крупных холдинговых компаний во главе с организацией-инвестором.
Разница между российскими и зарубежными крупными компаниями в аграрной сфере заключается в том, что зарубежные агрофирмы работают в комплексе с большим количеством потребительских кооперативов, которые оказывают заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие, сбытовые и иные другие услуги для головной коммерческой организации. В комплексе с ними трудятся и малые формы хозяйствования, занимающиеся производственно-хозяйственной деятельностью на основе диверсификации экономики основного узко специализированного аграрного производства крупной структуры агробизнеса, или на условиях договора контрактации продукции.
В России же агрохолдинги и другие крупные агроформирования практически на сто процентов выполняют сами все производственные, обслуживающие и другие функции, что является не всегда экономически эффективно и выгодно.
В связи с этим в сельском хозяйстве Российской Федерации имеется реальные возможности развития малых и средних форм предпринимательства совместно с крупными агрохолднигами. Как указывалось выше, малое и среднее предпринимательство в аграрной сфере в большей степени связывается с сельскохозяйственными кооперативами, как производственными, так и потребительскими; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; личными подсобными хозяйствами граждан. Но, на наш взгляд, в правовом положении этих субъектов сельскохозяйственной деятельности имеются определенные юридические вопросы, требующие законодательного урегулирования. Если крупные субъекты аграрного производства изначально являются коммерческими организациями и созданы для занятия предпринимательской деятельностью, то сельскохозяйственный потребительский кооператив, а тем более личное подсобное хозяйство – не коммерческие организации.
Так, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствие со ст.4 закона «О сельскохозяйственной кооперации» по своему юридическому статусу не должны быть ориентированы на систематическое получение прибыли. Их цель – оказание услуг главной своей организации и на условиях гражданско-правовых договоров другим организациям и предприятиям аграрной сферы.